Детский массаж  в Санкт-Петербурге

Гимнастика   Электрофорез

Упражнения на мяче для детей до года

Универсальные упражнения

Первые занятия можно начинать уже с 2-х недельного возраста (вы и малыш уже адаптировались дома, у вас потихоньку наладился режим кормления, сна и бодрствования, зажила пупочная ранка). Занятия следует проводить не ранее чем через 40 минут - 1 час после кормления.

Ваше первое занятие непродолжительно. Сначала вы сами должны привыкнуть к мячу. Сядьте на стул или на диван, поставьте мяч перед собой. Накройте его пеленкой и осторожно положите малыша на животик по центру мяча. Раздевать его при этом сначала не обязательно, но по опыту скажу, что одетый малыш держится на мяче менее устойчиво. И он, и Вы будете чувствовать себя неуверенно.

ВНИМАНИЕ! Во время занятий на мяче нельзя удерживать или тянуть детишек за ладошки (кисти) или стопы. Голеностопные и лучезапястные суставы ещё не готовы к работе с весом малыша - велик риск травматизма.

Также, когда малыш подрастёт , мячик можно использовать как игрушку - катать его по земле или по полу. Обычно хохот не прекращается. И ваш малыш будет заряжен радостью и положительными эмоциями. Кроме того, вы самостоятельно и без особого труда подтянете его физическую форму, разовьете определенные мышцы. Ваш малыш станет активней, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, улучшится аппетит, сон, он получит большой положительный эмоциональный заряд.

Мяч также очень хорош для занятий с малышами, у которых есть какая-либо неврологическая (гипер-, гипотонус и др.) или ортопедическая патология (кривошея, дисплазия тазобедренных суставов и др.). Но в этих случаях занятия должен проводить только специалист!


При выборе мяча для своего ребенка старайтесь обращать внимание на следующие признаки:
Наиболее оптимальный размер 60 - 75 см в диаметре. Такой размер мяча позволяет использовать его всей семьей. На нем удобно просто сидеть, прыгать даже взрослым. Этим снижается нагрузка на позвоночник, расслабляются мышцы спины. Кроме этого, гимнастика на таком большом мяче позволяет и взрослым оказывать лечебное воздействие на весь организм. Мамам он пригодится для восстановления фигуры после родов. Ну а для малышей такой размер мяча можно использовать с рождения и до 4-5 лет, а для игры даже и далее.


   
Упругость.
При легком надавливании на мяч ладонь должна пружинить, легко отскакивая от него, а не встречать чрезмерное ответное сопротивление и не погружаться с легкостью внутрь. Если вам покажется, что материал мяча слишком тонкий, попробуйте „ущипнуть мяч” - образование многочисленных мелких складок говорит о низком качестве товара. Качественный мяч должен обладать высокой пластичностью - при повторном надувании восстанавливать форму без складок, морщин или трещин.



   
Прочность
также является важнейшей характеристикой материала, из которого сделан мяч. От нее зависит упругость, пружинящие свойства и, следовательно, функциональные возможности. Качественные мячи изготовлены из высокопрочной резины и рассчитаны на нагрузки от 300 до 1000 кг. Существуют мячи с антивзрывной системой (АВS), что особенно актуально при работе с детьми.


   
Форма
. Швы, образующиеся на качественном мяче при соединении деталей, практически незаметны визуально и неощутимы при занятиях, чего нельзя сказать о мячах неизвестного происхождения (там всегда присутствует облой - заусенцы, рубчики и волокнистые структуры, что является доказательством допущенных технологических ошибок или неудовлетворительной последующей обработки).


   
Ниппель
на фирменных мячах безупречно впаян внутрь, и никак не мешает в работе, цепляясь за ковровое покрытие или за одежду, и уж тем более не может травмировать кожу. В поддельном товаре ниппель заметно выступает наружу, часто оказывается просто приклеен, нарушая естественную форму мяча.


   
Электростатические свойства
. Хорошие мячи обладают удовлетворительными антистатическими свойствами, облегчая обработку их поверхности, сделаны из гипоаллергенного экологически чистого материала и не содержат опасных для здоровья примесей. Современные технологии, которые применяются при производстве мячей высокого качества, не допускают прилипания к мячу даже мелкого мусора и пыли.


   
Пористость поверхности
. Качественный мяч всегда будет тёплым на ощупь по сравнению с холодным мячом-подделкой. Дешевые мячи чаще «липкие» на ощупь или даже скользкие - и выполнение упражнений в этих случаях окажется крайне затруднительным для ребёнка.


   
Цвет мяча.
Фирменные мячи, как правило, выпускаются самых разнообразных цветов (натуральные тёмные и светлые, металлик, прозрачные, с картинками, и т.п.), а среди подделок преобладают фосфорно-ядовитые или ярко-радужные расцветки.

Чем же полезен мяч с рождения?


1. Покачивание на мяче - развивает вестибулярный аппарат (один из важнейших компонентов занятий с ребенком первого года жизни).

2. Малыш может совершать «пассивное» плавание, как он привык это делать у мамы в животике. Так он получает необходимые вестибулярные, зрительные и кинестетические импульсы.

3. Расслабляет - у детей с рождения, как правило, превалирует тонус сгибателей.

4. Расслабляет мышцы животика, при этом улучшается пищеварение, снижаются младенческие колики. Если брюшные мышцы расслаблены, то значительно улучшается дыхание.

5. Вибрация - это своеобразная физиотерапия, она обладает обезболивающим эффектом, стимулирует функцию коры надпочечников, печени, почек и других жизненно важных органов.

6. На мяче с рождения можно заниматься простейшей гимнастикой, с возрастом усложняя ее. При этом укрепляются и развиваются все группы мышц. Укрепление мышц спины и, особенно вокруг позвоночника делают его сильным и гибким. Это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Это интересное и забавное занятие. Занимаясь с раннего возраста, я уверяю вас, в последующем вы получите довольную, счастливую, забавную рожицу своего малыша, как только вы положите его на мяч. Все дети обычно любят играть с мячом, что очень важно для эмоционального и психологического развития малыша.
Русский физиолог Сеченов И. М. писал, что «работа мышц, есть работа мозга», т. е. там, где двигательный аппарат находится в малой активности, задерживается и общее развитие высшей, нервной деятельности. Особенно это актуально для детей первого года жизни.

Автор статьи врач-педиатр М.Меньшикова